2021, «Радиопомехи»
Оценка: 7 из 10.
На обложке альбома «Огрызок» действительно изображён огрызок, что показывает группу «Радиопомехи» людьми бескомпромиссными и оригинально мыслящими. Но чтобы убедиться, насколько оригинально, нужно включить сам альбом, где записано нечто странное, неуместное и необъяснимое, но захватывающее. Сами «Радиопомехи», будучи петербургскими интеллигентами, приходят слушателю на помощь, предлагая для описания своего творчества разные формулировки, например: «экзистенциализм, приправленный алкоголем», «пост-идиотизм и ничтожность бытия в новой артхаусной короткометражке от питерских ПТУ-рокеров», «в ролях, как обычно, маргиналы, фрики и прочие ренегаты». Разумеется, ни одна из этих формул не приближает нас к разгадке, ибо музыкальный контент «Огрызка» классификации не поддаётся. Представьте себе, к примеру, как солист голосом заторможенного Леонида Фёдорова исполняет вдвое замедленный вальс, абсурдно-матерный текст которого вызывает воспоминания о хитах Александра Лаэртского, а мелодия смахивает на композицию Аллы Пугачёвой про айсберг — получится очень приблизительное описание первой песни «Половое воспитание». «Пусть Газманов крутит сальто, Куклачёв кусает кошек — я хочу сидеть на крыше», — вот небольшой фрагмент, который можно цитировать в печати.
Во втором треке «Огрызок генофонда» манерность исполнения ещё более усиливается, что в купе с приземлённым полуцензурным текстом даёт необычный эффект. В «Целовались» манерность превращается в нервозность, а стилистика «Радиопомех» — в какой-то фолк-панк. Правда, в этой ипостаси они не столь интересны и оригинальны. Томная песня с прекрасным названием «[Утомился] улыбаться» будет куда более близка слушателям, которым тоже поднадоело соответствовать требованиям социума к твоей подтянутости и энергичности.
Песня «Пу пу пи ду» уже одним названием выдаёт в своих авторах жителей культурной столицы и не обманывает ожиданий. «Радиопомехи» в стилистике аутсайдерского танго поют «ты похожа на спившуюся Монро Мэрилин», цитируют произведения Ольги Бузовой и другие шедевры мирового искусства, рифмуют «лебеди — Кеннеди» и вообще ни в чём себе не отказывают. Ещё более культурно продвинутый заголовок «Шоу маст гоу он» достался на пластинке наиболее мрачной панковской композиции: рефрен дополняется экспрессивным матерным возгласом, а музыканты обрушивают слушателя в настоящую бездну отчаяния. Зато финальный трек «Во дворе дерутся дети» написан в излюбленным Александром Лаэртским стихотворном размере хорей и исполнен при этом голосом Ильи Лагутенко. Уникальность такого внезапного «тандема» оценят далеко не все, но люди «наслушанные», люди с серьёзным культурным бэкграундом если не получат удовольствие, то испытают высокую степень удивления.
Алексей Мажаев, InterMedia
Фото: обложка альбома
Источник: intermedia.ru