2021, Игорь Растеряев
Оценка: 7,5 из 10.
Десять лет назад в сети получила популярность песня Игоря Растеряева «Комбайнёры». Все с удовольствием слушали спетый под гармошку рассказ о простых ребятах, в котором были, например, такие строчки: «Каждый из них был в армии родной, не отмазался никто, что у него там геморрой. Комбайнеры, трактористы, грузчики арбузных фур — эти парни не являются мечтой гламурных дур. И пускай там пидарасы беснуются в Москве, но пока такие пацаны есть у нас в стране, знают пусть враги, все знают, сучка Кондолиза Райс: никогда, отребье НАТОвское, не возьмёте нас».
Этот эмоциональный куплет большинство зрителей тогда восприняло в качестве шутки, пародии, списали на актёрский приём, ведь «бардовскую» карьеру Растеряев начал, не прекращая играть в театре. В 2011 году ещё трудно было представить, что к концу десятилетия текст «Комбайнёров» будет довольно точно описывать направление политики страны — причём не только внешней, но и внутренней. Ругательства в адрес НАТО составят основу политических ток-шоу в телевизионный прайм-тайм, а зажравшимся горожанам будут предъявлены «духовные скрепы» и традиционные ценности в виде коктейля из религиозной экзальтации, культа Великой Победы и противопоставления простых и правильных работяг сомнительным «креаклам».
То, что про комбайнёров Игорь Растеряев не так уж и шутил, стало понятно довольно быстро — когда появились его следующие произведения. Вся его песенная Вселенная крутилась вокруг деревни Раковка Волгоградской области, где юный ленинградец Растеряев проводил летние каникулы и где обзавёлся друзьями и пониманием жизни. Именно мудрость раковских старожилов в его песнях становится моральным ориентиром для запутавшихся в суете столичных жителей. А где мудрость глубинного народа, там и скрепы с ценностями: в репертуаре Игоря возникли песни про Бога, казаков, про русскую историю, про трагедию блокады и про веру в русский характер. Если бегло прослушать его концертный альбом «Десять лет на комбайне», скомпонованный из разных выступлений, Игоря Растеряева можно принять за родственника Николая Расторгуева. С песнями, пусть и не блещущими разнообразием, но так точно соответствующим поправкам в Конституцию и вообще государственной точке зрения, Игорь Вячеславович давно должен был стать народным артистом Российской Федерации, выступать на всех правительственных мероприятиях и изучаться в школах в качестве эталона музыканта-патриота.
Но ведь этого не происходит, не так ли? Так что отменим беглое прослушивание и отнесёмся к концертнику повнимательнее. Выяснится нечто необычное и где-то даже удивительное: Растеряева нет (и пока не будет) в школьных учебниках, потому что в отличие от самых яростных пропагандистов «традиционных ценностей», артист в это всё верит совершенно искренне. Никто его не заставляет «ударять по патриотике», сочинять про блокаду и грозить американцам: более того — ему за это и не платит никто, за исключением зрителей, покупающих диски и билеты на концерты. «Патриотам на зарплате» его мотивы, должно быть, вообще непонятны, поэтому и нет никакого сближения Растеряева с официозом. А вот очень многим слушателям наивность и страсть Игоря приходятся по сердцу, потому что он не врёт. Даже если вы с его взглядами не согласны, «Десять лет на комбайне» в какой-то момент прослушивания проймут и вас. Мелодические ходы в песнях Растеряева часто повторяются, гармонь обеспечивает аранжировкам приоритет архаики, преобладание трагических ноток выматывает — но под этот альбом с большой долей вероятности захочется плакать, подпевать и разводить С2Н5ОН в пропорции две части спирта к трём частям воды.
Алексей Мажаев, InterMedia
Фото: обложка альбома
Источник: intermedia.ru